Опыт регулирования информационного пространства в Иране Digital Russia online shopping no cvv required, dumps seller
После Исламской революции 1979 года религия в Иране стала основой всех сфер жизни, в том числе правовой системы страны. Право в Иране представляет собой сочетание романо-германской правовой системы и шариата. Роль принципов ислама в качестве основы правовой системы страны гарантирована Конституцией Ирана , принятой в 1979 году. Согласно статье 4 Конституции «все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические нормы и любые другие законы должны основываться на принципах ислама. Эти принципы главенствуют над всеми нормами Конституции и другими нормативными правовыми актами». Преступления против бога и государства, в том числе совершённые с использованием Интернета, считаются самыми тяжкими.
Главой судебной системы Ирана является муджтахид (исламский богослов, достигший совершенства в знании и толковании Корана). В его обязанности входит надзор за тем, чтобы Верховный суд и вообще судебная система действовали согласно нормам шариата, а порядок согласования законопроектов и назначение должностных лиц также соответствовали религиозному закону. Глава судебной системы, проконсультировавшись с судьями Верховного суда, назначает председателя Верховного суда и генерального прокурора, предлагает главе государства кандидата на пост министра юстиции, а также выбирает шесть из 12 членов Совета стражей Конституции Ирана (специальный орган власти Ирана, осуществляющий надзор за исполнением Конституции всеми государственными органами).
Верховный суд осуществляет контроль над системой нижестоящих судов и следит за единообразием юридической процедуры, он также является последней апелляционной инстанцией. Судьёй Верховного суда, так же как генеральным прокурором, может стать только муджтахид.
Модель регулирования Интернета в Иране представляет собой разновидность ближневосточной модели – вследствие существенной роли религиозного фактора при принятии решений о привлечении к ответственности пользователей Интернета и о правовом регулировании Интернета, в том числе при определении критериев для блокировки интернет-ресурсов.
Однако из-за широкого развития информационных технологий и растущей популярности Интернета среди граждан Ирана в настоящее время государство ищет баланс между традиционными и современными принципами организационно-правового регулирования законодательства применительно к Интернету.
Согласно Конституции «средства массовой информации должны служить распространению исламской культуры в процессе развития Исламской революции, используя конструктивное столкновение различных мнений и идей, решительно воздерживаться от распространения деструктивных сил и антиисламских явлений».
Поэтому высшие государственные и религиозные лидеры Ирана уделяют большое внимание проблемам информационной политики и информационной безопасности государства не только в СМИ, но и в киберпространстве, полагая, что в настоящее время против Ирана со стороны западных государств ведется жёсткая информационная война.
Статистические сведения, характеризующие особенности использования Интернета гражданами Ирана. Блокировка запрещенных онлайн-платформ
Среди стран юго-западной Азии Иран одним из первых подключился к Интернету. В январе 1992 года первая выделенная линия соединила Иран с европейскими университетами в Европейской сети академических исследований ( EARN ). Первоначально Интернет был доступен только высшим государственным чиновникам, студентам и сотрудникам научно-исследовательских центров. Каких-либо ограничений для пользователей практически не было.
Первым провайдером, предоставлявшим доступ к Сети широкому кругу пользователей, стала государственная компания Data Communication Company of Iran (DCI), работающая до сих пор. Помимо доминирующей DCI популярны провайдеры Compuserve, IRNET (Information and Communication Network of Iran) и Apadana. Ведущий хостинг-провайдер – Neda Rayaneh.
Существенное развитие Интернет в Иране получил в 1997 году благодаря реформам президента Хатами. С 1994 по 1999 годы число пользователей в Иране выросло с 10 тысяч до 100 тысяч человек, при этом Тегеран существенно опережал другие регионы.
На сегодняшний день общее количество пользователей сети «Интернет» в Иране превышает 50 миллионов при населении почти в 83 миллиона человек. В Иране насчитывается примерно 140 операторов связи, обеспечивающих доступ к Интернету. Большинство из них частные. Операторы лицензируются государством. Чтобы получить лицензию интернет-провайдера, заявитель должен быть гражданином Ирана, исповедовать официальную религию страны и не состоять в каких-либо незаконных организациях.
В Иране популярны интернет-кафе, до 2012 года их посетители могли выходить в Интернет анонимно. В 2012 году был принят закон «О деятельности интернет-кафе», согласно которому посетители должны предоставить удостоверение личности с фотографией и дать согласие быть снятыми на камеры видеонаблюдения. Закон обязывает владельцев кафе сохранять эти видеозаписи, как и историю просмотра сайтов посетителями кафе, в течение шести месяцев. Законом «О деятельности интернет-кафе» установлено, что граждане, желающие открыть интернет-кафе, должны быть женаты или замужем.
В 2009 году иранцы в среднем проводили 188 минут в день у телевизора и около 48 минут в Интернете, к 2017 году на телевизор приходилось 157 минут, а на Интернет – 164 минуты, по данным fararu.com.
Главная проблема для иранских пользователей состоит в низкой скорости соединения. Поэтому самыми популярными в стране становились онлайн-сервисы, не требующие большой скорости для нормального функционирования. Отсюда широкая популярность мессенджера Telegram (как до его блокировки в 2017 году, так и после), который в отличие от WhatsApp и Viber работоспособен при медленном соединении. Аналогичным образом приобрел популярность на территории Ирана и Instagram (также заблокирован на территории Ирана с 2017 года), второй по популярности после Telegram. Все конкурирующие с Instagram приложения нуждались в лучшем качестве соединения. При этом главные конкуренты Instagram – Twitter, Facebook и «ВКонтакте» – заблокированы были значительно раньше, в 2009 году.
Широкая популярность в Иране названных сервисов также обусловлена возрастом аудитории этих платформ: половина интернет-пользователей – люди 18-24 лет.
Качество проводного доступа в Иране существенно уступает возможностям мобильного Интернета, поэтому в большинстве случаев люди выходят Интернет не с компьютеров, а со смартфонов, что также обусловило популярность Telegram и Instagram.
Для Telegram Иран – первая страна по числу пользователей: 40 миллионов. В Instagram зарегистрированы 24 миллиона иранцев ( данные на февраль 2018 года, уже после блокировки Instagram на территории Ирана).
Пользователи обходят ограничения с помощью VPN-сервисов. Государство рассматривает их как угрозу, препятствующую блокировке порносайтов, анонимайзеров, сайтов для гомосексуалистов, политических сайтов, сайтов о правах женщин и многих других, которые считаются незаконными.
Согласно исследованиям Тегеранского университета, после блокировки посещение каналов на персидском языке в Telegram только в первые дни упало с 2,4 миллиарда заходов в день до 850 миллионов, потом начался рост, и через три недели показатель достиг значения 1,6 миллиарда.
В ответ органы власти попытались заблокировать сервисы для обхода блокировок. В результате вышли из строя ключевые элементы интернет-инфраструктуры: центры обработки данных, хостинги, облачные хранилища. Это привело к сбою в работе иранских коммерческих структур, сервисов и сайтов.
Общие сведения о законодательном регулировании сети Интернет. Контроль и надзор за использованием Интернета в Иране
Надзор за использованием Интернета в Иране значительно усилился во времена президента Махмуда Ахмадинежада (шестой президент Ирана, занимавший пост в 2005-2013 годах). Показательно были осуждены ряд лиц за преступления, совершенные ими в Интернете.
В этой связи следует отметить особенности привлечения к уголовной ответственности в Иране. Уголовный Кодекс Ирана является основным и наиболее важным источником уголовного права. Он представляет собой кодифицированный нормативный правовой акт и состоит из пяти отдельных книг, принятых в разные периоды времени.
Принципы уголовного наказания по шариату кодифицированы и закреплены также в Уголовном кодексе Ирана. Можно выделить четыре основных принципа, применяющихся к разным категориям преступлений:
В Иране узаконена смертная казнь. Она может применяться в качестве наказания за убийство, изнасилование, совращение несовершеннолетнего, содомию, торговлю наркотиками, вооружённое ограбление, похищение человека, терроризм и государственную измену. Смертный приговор приводится в исполнение несколькими методами: повешение, расстрел, обезглавливание, сбрасывание с большой высоты.
Согласно Уголовному кодексу Ирана, преступлением считается публикация в Интернете любого материала, оскорбляющего исламскую доктрину, ценности иранской революции, мысли имама Хомейни, Конституцию Ирана, ставящего под угрозу национальное единство страны, создающего положительный имидж незаконных организаций, разглашающего секретную информацию, содержащего рекламу курения, обвиняющего или оскорбляющего чиновников.
В августе 2014 года был приговорён к смертной казни иранский блогер Сохейль Араби – за то, что он оскорбил пророка Мухаммеда в Facebook.
Одновременно система регулирования киберпространства Ирана представляет собой отлаженный механизм упорядоченного функционирования ряда государственных и негосударственных структур.
Главным органом в стране, отвечающим за сферу онлайн-коммуникаций, является Высший совет по киберпространству, исполнительный политический орган Ирана, основанный в соответствии со статьей 176 Конституции, в который кроме президента Ирана входят представители Корпуса стражей Исламской революции (иранское военно-политическое формирование, созданное в 1979 году из военизированных отрядов исламских революционных комитетов, сторонников лидера иранских шиитов великого аятоллы Хомейни). Высший совет по киберпространству создан в 2012 году с целью предотвращения киберугроз и координации политики в киберпространстве.
Важнейшими задачами совета являются политика фильтрации Интернета и координация развития интернет-технологий. Совет действует под непосредственным руководством лидера Ирана Али Хаменеи, а в его состав входят главы служб разведки и безопасности, судебной власти, государственного радио и телевидения и др. представители органов власти).
Высшему совету по киберпространству подчинены несколько уполномоченных ведомств.
В ведении Министерства информационных и телекоммуникационных технологий находятся следующие структуры.
Особую роль в стране играет Корпус стражей исламской революции. Его вовлеченность в сферу информационно-телекоммуникационной инфраструктуры обосновывается необходимостью защиты страны от идеологического вмешательства. Вследствие этого приобрел популярность термин «культурное вторжение», означающий проникновение западной культуры в Иран с целью разрушения исламских ценностей.
В 2012 году Высшему совету по киберпространству было поручено сформулировать политику Ирана в отношении Интернета, а также разработать планы его регулирования в соответствии с Конституцией. Высший совет по киберпространству издал доктрину «Официальная система идентификации в киберпространстве», согласно которой государству необходимо предоставить полномочия по идентификации интернет-пользователей. Другими нормативными правовыми актами вопрос регулирования персональных данных на территории Ирана не урегулирован. Единый кодифицированный нормативный правовой акт в области регулирования персональных данных в Иране отсутствует.
Сложность обеспечения эффективных мер законодательного регулирования Интернета в Иране определяется быстрым развитием интернет-технологий и появлением новых видов информационных угроз. Особое значение приобретают вопросы квалификации ответственности за нарушения законодательства Ирана с использованием Интернета. Так, статья 500 Уголовного кодекса гласит: «Любой, кто занимается любого рода пропагандой против Исламской республики Иран или поддерживает оппозиционные группы и ассоциации, должен быть приговорён к лишению свободы на срок от трёх месяцев до одного года». Однако в законодательстве не содержится конкретного определения термина «пропаганда», что даёт судьям широкие полномочия для квалификации сообщений пользователей Интернета как пропаганды.
В 2009 году в Иране принят закон «О компьютерных преступлениях», который разрешает правительству фильтровать контент, противоречащий «порядочности и общественной нравственности».
Как следствие, в Иране занялись исследованием правового регулирования распространения информации в Facebook и Twitter, в том числе для противодействия организации массовых беспорядков. В целях обеспечения государственной безопасности в конце мая 2009 года указанные выше социальные сети на территории Ирана были заблокированы.
Доступ к Википедии для иранских пользователей был закрыт ещё в декабре 2006 года, одновременно с запретом других популярных сайтов, таких, как YouTube и IMDb. В Иране запрещены многие сайты с антиисламским содержанием и оппозиционные сайты. Заблокированы версии сайтов некоторых иностранных СМИ на персидском языке, в то время как их англоязычные версии не блокируются.
Подавление массовых протестов в Иране путём ограничения доступа к Интернету
Действующие в Иране ограничения сложились ввиду внутриполитической ситуации в государстве.
В протестах, проходивших в арабских странах в 2010-2011 годах (т.н. «арабская весна»), в том числе в Иране, протестующие использовали интернет-платформы для организации массовых акций. В ответ власти Ирана на несколько дней ограничили гражданам доступ к Интернету. Высший совет по киберпространству был создан после этих событий.
Также в указанный период получил развитие проект «Национальная информационная сеть Ирана». Это попытка создать на территории Ирана национальный безопасный Интернет, отвечающего критериям «исламского контента», что означает блокировку или фильтрацию информации по политическим, культурным и религиозным критериям.
В августе 2016 года завершена первая фаза проекта, в феврале 2017 года – вторая фаза, а 16 июля 2017 года завершился третий этап и состоялся запуск национальной сети.
Первая фаза предполагала внедрение инфраструктуры и отделение национального сегмента Сети. Запуск второй фазы включал миграцию онлайн-сервисов на хостинг внутри Ирана. На третьем этапе реализован доступ ко всем электронным государственным сервисам посредством национальной информационной сети.
В ноябре 2019 года после массовых протестов, вызванных повышением цен на топливо (на 200% за одну ночь и в преддверии зимы), руководство Ирана ограничило доступ к Интернету на территории страны с 16 ноября по 25 ноября. Блокировку местных онлайн-сервисов это не повлекло .
Блокировки нанесли существенный ущерб деятельности многих юридических лиц, в связи с чем министр информационно-коммуникационных технологий страны Мохаммад Джавад Азари Джахроми заявил о необходимости компенсировать ряду интернет-компаний финансовые потери.
Заключение
Государственное регулирование Интернета в Иране обусловлено приоритетной ролью информационно-телекоммуникационной сферы во внутренней политике. При регулировании сделан акцент на соблюдение принципов ислама, т.к. право в Иране представляет собой сочетание романо-германской правовой системы и шариата.
Власти Ирана исходят из того, что доступ граждан к Twitter, Facebook, Instagram, Telegram и другим социальным онлайн-сервисам будет способствовать распространению в стране недопустимого контента. Эти сервисы в Иране заблокированы.
Ограничения привели к быстрому освоению пользователями VPN-сервисов.
Для кардинального решения проблем, связанных с регулированием Интернета, в стране реализован проект «Национальная информационная сеть Ирана». В стране создана отдельная от Интернета интранет-сеть.
Исламская Республика Иран выстроила масштабный, активно развивающийся механизм регулирования интернет-пространства с учётом национальных культурных традиций и, что важнее, идеологических особенностей информационной политики государства.
online shopping no cvv required dumps seller